Как вы относитесь к библиотерапии? Что-то слышали о ней? Занимаетесь ею? Можете её кому-то порекомендовать?
Алиса Афанасьева
Как вы относитесь к библиотерапии? Что-то слышали о ней? Занимаетесь ею? Можете её кому-то порекомендовать?
Библиотерапия – это лечебное коррекционное воздействие чтением, разновидность арт-терапии.
Вот статья о библиотерапии (сокращенная мной).
«АРТ-ТЕРАПИЯ
В современной психологической науке все чаще появляются, исследуются и апробируются новые арт-терапевтические методики. Сориентироваться в этом широком многообразии направлений нелегко даже опытному специалисту.
Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.
Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка — музыкотерапия; изобразительное искусство — изотерапия; театр, образ — имаготерапия; литература, книга – библиотерапия, танец, движение — кинезитерапия). В свою очередь каждый вид арт-терапии подразделяется на подвиды.
Однако было бы неверно рассматривать видовые различия арт-терапии только с точки зрения принадлежности к видам искусства. Виды арт-терапии в медицине и психологии дифференцируются в зависимости от лечебного и коррекционного воздействия на человека и формы его организации (индивидуальная, групповая). Однако основой для всех видов арт-терапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека.
БИБЛИОТЕРАПИЯ
В основе этого вида арт-терапии лежит использование специально подобранного для чтения литературного материала как терапевтического средства с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения.
Художественным материалом для чтения могут быть произведения различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки и т. д.), поэзия (стихи, поэмы).
Библиотерапевтический эффект, по А. М. Миллеру (1975), может быть достигнут, если учитываются следующие принципы:
• адекватность содержания книги характеру проблемы, заболевания, целям психокоррекционного воздействия;
• доступность содержания и изложения произведения для читателя, пациента;
• максимальное сходство описанной в книге проблемы, ситуации с травмирующей ситуацией, в которой находится больной;
• позитивное завершение сюжета, показывающее выход из сложной для читателя ситуации, обозначающее путь решения личностной проблемы, возникшего конфликта и обеспечивающее позитивную поддержку, укрепления веры пациента в себя.
Библиотерапия может применяться как в индивидуальной, так и групповой формах (групповое чтение). При индивидуальном варианте чтение осуществляется по составленному библиотерапевтом плану с последующим разбором прочитанного с читателем или анализом дневника, который ведется в процессе чтения.
При групповой обязательно учитывается подбор ее членов по характеру имеющихся проблем, возрасту. После чтения «лечебного» произведения проводится обсуждение, в результате которого может вырисовываться структура межличностных отношений его участников, делаются этические выводы на основании прочитанного. Беседы могут записываться на магнитофон для дальнейшего анализа с врачом, психотерапевтом.
Библиотерапия является также и лечебно-педагогическим методом, поскольку решает задачи перевоспитания.
Ответы:
Сергеев Степан
я очень люблю читать книги, но шо такое Библиотерапия незнаю
Andron1991Rus
Историю нужно рекомендовать.
Татьяна Богачева
Вам бы с этим - в "Психологию"... Если онЕ осилят количество букАФФ...
casus belli
Оля, акстись
Т. Модестова
Это такое же средство лечения, как и анималотерапия, звукотерапия, ароматерапия -- может подействовать, а может и нет. И практиковать ее надо подготовленным специалистам (думаю, аж по двум специальностям), а не шарлатанам.
Насколько мне известно, три-четыре года назад в РФ в медицинской практике ее никто не использовал.
Александр
Хорошо отношусь. Из свежего: в июне этого года прочитал интересную статью о ней:
http://www.ng.ru/ng_exlibris/2018-06-07/12_936_medicine.html
Занимаюсь ею регулярно. Да, могу.
Banana
Статью не читала, но сама интуитивно
в депрессии всегда перечитывала "Золотого теленка".
Роман Харитончик
Лучше для арт-терапии использовать аудиовизуальные произведения
Sergey Bryuhanov
Ты в каждом втором предложении вопроса уже готовый ответ себе даешь- библиотерапией должен заниматься профессиональный психолог имеющий огромную базу данных с литературными произведениями, из которой можно выбрать те которые подойдут пациенту, в зависимости от текущей ситуации и исходных данных.
Много здесь психологов, да еще работающих по специальности?
Можно конечно самостоятельно психологическую и мотивирующую литературу с готовыми ответами и решениями интересующих читателя проблем выбрать, чтобы заранее не промахнуться с жанром и анализом прочитанного, только это будет уже не совсем библиотерапия- а лишь бледная её тень, зато подобным занимаются практически все, даже те кто не знает о существовании термина "библиотерапия". Порекомендовать библиотерапию наверное только психолог может, я как простой обыватель могу только понравившиеся мне книжки по психологии рекомендовать.
Алишер Шингисов
.Арт-терапия (как и детские игры) может помогать пациенту познавать (и менять) мир, видеть связи между вещами и событиями, на которые раньше не обращал внимания, учиться использовать символы в своём мышлении, более поэтично смотреть на мир, а не быть грубым реалистом.
30.Различные виды арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
31.Произведения для библиотерапии могут условно делиться на 1) обычные литературные произведения (поэзия, проза, драматургия, публицистика), у героя которых чисто случайно оказалась такая же проблема, как у пациента (или проблема не такая, как у пациента, но психолог смог его каким-то образом убедить, что эта проблема похожа на проблему пациента), 2) произведения, которые пациент написал или сочинил устно, не так как ему захотелось, а пользуясь инструкцией / планом / схемой, которую ему устно или письменно дал психолог, 3) произведения, которые пациент сочинил так, как ему захотелось, но проанализировал их по инструкции психолога, или психолог проанализировал их психологически вместе с пациентом или вместо него, 4) произведения (часто это сказки, притчи, анекдоты, «случаи из жизни»), которые психолог сам придумал для пациента или прочитал в каком-нибудь сборнике психологических сказок, придуманных другим психологом и чуть-чуть изменил, чтобы они были похожи на ту ситуацию, которая сейчас есть в жизни пациента, 5) произведения, которые пациент сочинил по мотивам чужого произведения (фанфики) так, чтобы ситуация в произведении стала похожей на ситуацию в жизни пациента, 6) произведения, которые пациент сочинил вместе с психологом или вместе с другими пациентами, 7) старые произведения, которые пациент написал давным-давно, задолго до знакомства
Дополнен 2 года назад
с психологом и задолго до того как у пациента появилась та проблема, от которой он лечится у психолога, 8) психологические сказки, притчи, стихи или другие психотерапевтические произведения, написанные психологами (с которыми пациент не знаком) в книге, созданной для одного или нескольких пациентов, или для того чтобы обучать других психологов сочинять психотерапевтические сказки и истории.